пятница, 3 февраля 2012 г.

Резанов и Кончита.

Родился в Санкт-Петербурге 28 марта 1764 года. Получил домашнее образование.
В 1778 году поступает на военную службу в артиллерию откуда переходит в лейб-гвардии Измайловский полк.

К сожалению для него, военную службу он оставляет в начале 80-х годов, до того как в лейб-гвардию придет будущий король Бельгии. Хотя, наверняка, не случайно, ибо Николай Резанов посвятил свою жизнь не Европе, а Америке. Не та которая США и в его годы ещё не существовала практически, а та которая была Русская, и в его годы располагалась от Аляски до Калифорнии.

Впервые в дальние края Николай Петрович отправится в 1794 году по поручению последнего фаворита Екатерины II-й графа Платона Зубова. Мисссия искала пищи духовной и возглавлялась архимандритом Иосифом.В ту же миссию входил купец Шелехов, будущий основатель Русско-Американской торговой компании.

В январе 1795 года Николай Резанов, совершил свой первый амурный подвиг - он женился на 15-летней дочери Шелехова Аннушке. В том же году Шелехов неожиданно умирает, и Резанов становится наследником его славных дел (и обширных коммерческих интересов). Впрочем, наследником он оказался не единственным, но единственным со связями при дворе. Потому и подает на Высочайшее имя прошение об учреждении Русско-Американской Торговой Компании.

8 июня 1798 года вышел именной указ Павла 1-го об учреждении компании. Одним из директоров компании по просьбе вдовы Г.И. Шелехова был назначен ее зять Михаил Матвеевич Булдаков, вторым директором - Александр Андреевич Баранов и уполномоченным корреспондентом компании - Николай Петрович Резанов.
Сам император купил 20 акций компании на 10 тысяч рублей, две акции - императрица, две - великий князь Константин Павлович. Будущий победитель Наполеона Александр Павлович к американским акциям интереса не проявил. А по вошествию на престол отказался от претензий на Калифорнию в пользу Испании.
Николай же Петрович в это время занимается финляндскими делами. Первоначально правление компании располагалось в Иркутске, а затем было переведено в Санкт-Петербург, где и находилось довольно долго. Как известно в 1825 г. правителем канцелярии этой компании был декабрист Рылеев.

В октябре 1802 г. от послеродовых последствий умирает жена Николая Петровича, оставляя его вдовцом с двумя детьми - сыном Петром и дочерью Ольгой. Сам Резанов для обретения душевного спокойствия отправляется в кругосветное путешествие Крузенштерна, имея ввиду развитие торговых связей с Китаем и Японией. Любопытно, что старшим был назначен Резанов в обход Крузенштерна, которого даже не поставили в известность, что даже вызвало бунт на корабле.


И.Ф.Крузенштерн.
Неизвестный художник. Середина XIX в.

Кругосветная экспедиция длилась больше года. В конце сентября 1804 года русские корабли отправились в Нагасаки. Несмотря на обильные подношения и всяческие заверения, установить отношения с Японским Императорм не удалось, миссия вернулась на Камчатку.


Шлюп "Надежда".

Отправив корабль "Надежда" под командованием Крузенштерна в Кантон, а затем в Кронштадт, Николай Петрович на торговом бриге "Мария" взял курс на Ситку. Объехав русские поселения в Северной Америке, Резанов в 1806 г. в Новоархангельске купил у американцев шхуну "Юнона", на которой в сопровождении шхуны "Авось" под командованием капитана Давыдова организовал экспедицию в испанскую теперь Калифорнию, чтобы посмотреть чего там и как и установить отношения с испанцами.
Вот тут и случилось ему прославиться - повстречать юную красавицу Кончиту, дочь коменданта крепости, которой в ту пору было 16 лет.

«Я тебя никогда не увижу,

Я тебя никогда не забуду.»


Познакомившись с семьёй коменданта испанской крепости Сан-Франциско, граф Резанов произвёл большое впечатление на его дочь – юную Кончиту.



Это знакомство, сопровождаемое частыми беседами, ибо её обходительный русский кавалер хорошо владел испанским языком, привели к тому, что в сердце девушки родилась страстная любовью к прекрасному принцу её снов. Это внезапное чувство, её юная непосредственность, пленительная красота и живость ума не могли не найти отклика в душе графа, который в скором времени сделал ей предложение стать его супругой. По её просьбе он много рассказывал ей о России, и она уверенно выражала желание отправиться туда вместе с ним.

«Белый шиповник, дикий шиповник

Краше садовых роз…»,

«Юнона и Авось», А. Вознесенский


Родители Кончиты, поражённые предложением графа и её решимостью следовать за мужем в далёкие края, вначале были против этого брака, который казался им невозможным из-за различия религий (католической и православной) и предстоящего расставания с любимой дочерью. Они пытались сами, как могли, убедить девушку отказаться от принятого ею решения, уповали на представителей местной церкви, но она проявила удивительную стойкость в своей любви. В конце концов, родители приняли неизбежность этого супружества. Поскольку совершить церковный обряд между невестой-католичкой и православным женихом было невозможно без специального разрешения папы Римского, то, по настоянию Резанова, состоялась тайная помолвка.

«Белый шиповник, страсти виновник

Он ей, смеясь, отдал.

Листья упали на подоконник,

На пол упала шаль...»


Было решено отложить венчание до той поры, пока граф не вернётся в Санкт-Петербург и не заручится ходатайством своего Императора перед Римским папой для получения официального разрешение католической церкви на «смешанный» брак. Резанов полагал, что на это могло уйти около двух лет. Но не только эта причина торопила Резанова покинуть Сан-Франциско и свою невесту – жители русских поселений на Американском Севере остро нуждались в продуктах питания. Резанов рассчитывал сначала зайти с грузом продовольствия на Аляску, а затем через Сибирь добраться до Санкт-Петербурга. В начале лета 1806 года на судне «Юнона» он отправился в обратный путь.

«Для любви нe названа цена -

Лишь только жизнь одна,

Жизнь одна, жизнь одна.»


Для Кончиты начались долгие месяцы, а затем и годы, ожидания. Ежедневно она выходила на берег океана, на самый мыс, усаживалась там на камень и неотрывно смотрела вдаль, ожидая появления корабля своего жениха.


художник Анатолий Соколов

Но прошли уже все сроки, а её любимый так и не появился. Родители Кончиты утешали её и старались убедить не отчаиваться. Потом до неё дошли известия о том, что граф Резанов, будучи на Аляске, сильно простудился, однако продолжал свой путь. Хотя перенесённая болезнь подорвала его здоровье, он очень спешил, но, к несчастью, уже в России, он упал с лошади и ударился головой.

ВЫПИСКА ИЗ МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ СОБОРНОЙ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
г. КРАСНОЯСРКА О СМЕРТИ Н. П. РЕЗАНОВА


Священник Иван Слопцов


Гибель Н. П. Резанова - картина красноярского художника В. П. Белова.

После этого он уже не оправился и умер в сибирском городе Красноярске 1 марта 1807 года.
Кончита долгое время отказывалась верить плохим вестям и продолжала ждать возлюбленного. В течение 35 лет. Даже когда ей рассказали о его смерти, она осталась верна ему - так и не вышли замуж, хотя ей предлагали руку и сердце достойнейшие женихи Калифорнии, занималась благотворительностью, обучала индейцев. Её называли La Beata. В начале 1840-х годов донна Консепсьон (Donna Concepcion) вступила в третий Орден Белого Духовенства, а по основании в 1851 году в городе Бенишия монастыря Св. Доминика стала его первой монахиней под именем Мария Доминга. Она умерла в возрасте 67 лет 23 декабря 1857 года.

«Их схоронили в разных могилах,

там, где старинный вал…»




Мария Доминга (Кончита) была похоронена на кладбище при монастыре, где в 1857 году она окончила свой земной путь, а в 1897 году все захоронения монахинь, в том числе и её могила, были перенесены на специальное кладбище Ордена Святого Доменика, где она покоится по сей.





Рядом с её простым надгробием в Бениции установлен белый памятник, где всегда лежат цветы. Каждый год общество местного исторического музея устраивает праздник в честь этой истории любви, проводит поэтический конкурс. В небольшом музее Президио есть макет крепости и местности Erba Buena с фигурками Резанова и Кончиты, стоящими на мысу залива.


Мемориальный камень в 40 м от северной основной стены Концертного зала в Красноярске

Николай Петрович Резанов был похоронен в 1807 году на кладбище около Воскресенского собора города Красноярска, где он скончался.
16 августа 1831 года на могиле Резанова был установлен гранитный памятник с надписью «Лета 1831-го августа 16-го дня воздвигнут сей памятник иждивением Российско-Американской компании в ознаменование незабвенных заслуг оказанных ей действительным камергером Николаем Петровичем Резановым, который возвращаясь из Америки в Россию, скончался в Красноярске 1-го марта 1807-го года, а погребен 13-го числа того же месяца».

В начале 1960-х годов Воскресенский собор был разрушен, а могила командора Резанова утеряна.В 1960 году могила графа Резанова была обнаружена, а прах его был перенесён на Троицкое кладбище и захоронен там недалеко от церкви.
В 1997 году Майкл Клок - профессор, декан математического факультета Тихоокеанского университета штата Оригон – привез в Красноярск из Америки маленькую ёлочку, которую он специально выкопал в так называемой «роще Резанова» на острове Кадьяк, на Аляске. Эта роща образовалась от одной ёлочки, посаженной здесь в давние времена по приказу графа Резанова.


Памятник Резанову дата открытия 28 октября 2000 года


На другой стороне памятника крест и имя "командор Николай Петрович Резанов".

В 2000 году на Троицком кладбище был установлен новый надгробный памятник Резанову в виде большого креста из белого мрамора, на котором можно прочесть надпись «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду».


Памятник Резанову в Красноярске. Установлен в 2007 году.

В том же году был совершён символический акт воссоединения влюбленных: шериф города Монтерей (Калифорния, США) Гарри Браун. привёз в Красноярск розу и горсть земли с могилы Консепсьон Аргуэльо и развеял её над могилой Николая Резанова. В свою очередь, он увёз из России горсть земли с могилы Резанова, которую развеяли на могиле Кончиты на кладбище Святого Доминика в Бениции.

«Белый шиповник, вечный шиповник

в память любви цветёт.»


Американцы до сих пор почитают её могилу, а сама романтическая история привлекла внимание американского и русского поэтов. В 1875 г. Ф. Брет Гарт написал стихотворение «Консепсьон де Аргельо», почти через столетие Андрей Вознесенский откликнулся поэмой «Авось», лёгшей в основу рок-оперы «Юнона и Авось» на музыку композитора Анатолия Рыбникова.



Впрочем труды Резанова не пропали даром - его последователям удалось легализовать русское военное присутствие в Калифорнии в виде знаменитого форта Росс, до того бывшего нелегальным фортом Румянцева.


Почти 30 лет на территории современных Соединенных Штатов существовало поселение под российским флагом - Форт-Росс.


Форт Росс. Неизвестный художник. 1828 г. Рисунок.



История Форт-Росса кончилась еще печальнее, чем началась. В 1841 году российское правительство продало колонию американскому бизнесмену швейцарского происхождения Иоганну Суттеру, который хотел организовать образцовое животноводческое хозяйство.

Через семь лет на землях Суттера нашли золото. В Калифорнии началась "золотая лихорадка".

Если бы все делалось по закону, Суттер стал бы одним из богатейших людей Америки, а то и всего мира. Но в середине позапрошлого века единственным аргументом на Диком Западе был винчестер.

Сначала работники побросали поля и фермы и разбежались искать золото, потом авантюристы из восточных штатов разграбили колонию и убили трех сыновей Суттера. Суды вынесли в его пользу несколько решений, но исполнять их было некому. Законный владелец несметных сокровищ умер в нищете и безвестности.

В Форт-Россе сохранились бревенчатая церковь, несколько домов и частокол. Сейчас там открыт музей. За неимением долгой истории американцы вообще трепетно относятся к любой постройке старше ста лет. Так что русских колонистов в Калифорнии не забыли.



На оконечности мыса, в который упираются сегодня опорные быки моста "Золотые ворота", и где юная испанка подолгу сидела на камнях, высматривая в океане парус, стоит маленький памятник Резанову и Кончите.

В целом колония Росс оказалась для Российско-американской компании убыточной. На ее содержание в 1825-30 годах тратилось примерно 45 тысяч рублей в год, а доход в среднем составлял всего 12 833 рубля. [История Русской Америки: в 3-х томах. М., 1999. Т.3. С. 206.]
Поэтому исходя из торгашеских соображений ее ненужность казалось самоочевидной. Но была и другая математика - Форт-Росс мог оказаться оплотом православия в Новом Свете - и в этом смысле возможность проповеди стоила совсем недорого (долги одного Пушкина составляли несколько миллионов рублей - для аристократов Санкт-Петербурга не такая уж значительная сумма - цыганам поболе отдавали... сам граф Николай Резанов по приезде в Иркутск дал обед, стоивший ему 2 тыс. руб.).
А после 1917-го американская колония России пригодилась бы беженцам из СССР - где они смогли бы сохранить уникальную культуру своей 1000-летней Родины - от правописания с ятями до неповторимого стиля жизни. В этом смысле колония за океаном оказалась бы незаменима - цену ее невозможно измерить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий