суббота, 21 января 2012 г.

Биография Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в городе Тбилиси. Отец — Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать — Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.
С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неизгладимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.
«...я сам выбрал эту обожаемую, но бесконечно жестокую профессию. В три года, когда меня впервые отвели на балетный спектакль.
Хорошо помню, что это была «Жизель». Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб. К тому же не на шутку влюбился в Надежду Павлову, которую тогда часто показывали по телевизору. Мама была в ужасе, когда уже в более сознательном возрасте я ей заявил, что буду артистом балета. Для интеллигентной грузинской семьи это был словно удар молнии средь бела дня. Я с детства был заядлым театралом. Обожал кукольный театр. Сам мастерил и куклы, и декорации, разыгрывая для соседей целые представления, сочинял балеты. Даже сейчас помню «Лебединое озеро» в собственной редакции — это был парафраз на спектакль Григоровича. Мало того, я выучил наизусть классические оперы и оперетты, пел ужасным голосом знаменитые арии, обливаясь слезами в особенно душещипательных местах. С упоением читал книжки по искусству, про балет. Была у меня еще одна творческая фантазия — хотел научиться играть на арфе. Бедная мама была сыта по горло моими причудами и покоя ради отвела меня в балетную школу. Балет она рассматривала в основном как способ укрепить мой позвоночник. Насколько мне известно, немало будущих знаменитостей попали в балет в целях улучшения здоровья. Среди них и знаменитый французский балетмейстер Морис Бежар» .
В 1984 году Николая Цискаридзе отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает по классу замечательного педагога — профессора Петра Антоновича Пестова.
«За меня просили, и он ответил: «Возьму. Отчислить-то всегда успею». Когда я увидел маленького человека, который, заикаясь, спросил меня: «Деточка, ты откуда?» — меня разобрал смех, что его все так боятся. О Пестове ходили легенды: он заставлял коротко стричься, носить с собой полотенце, всегда быть в белых носках, с сеточкой на голове; нельзя было садиться на пол. Часто в воздух летели его сабо. Каждую свободную минуту он заставлял нас идти в класс. Устраивал допросы по балетам: кто поставил? что и почему там происходит? Пестов давал нам книги, заставлял писать сочинения. Многие педагоги ходили на нас жаловаться именно Пестову, считая, что это наиболее действенно. Однажды преподавательница литературы доложила ему, что дети не читают «Василия Теркина». Но Пестов закричал: «Не читайте это никогда!»
Я чаще всех оказывался за дверью. Пестов выгнал меня уже на второй день. Проходившие по коридору утешали меня, плачущего: «Радуйся, что выгнал. Значит, будешь звездой!» Потом уже Петр Антонович мне объяснил, что я очень быстро все схватывал и начинал глазеть в окно: на березе сидели вороны, и меня очень интересовала их семейная жизнь. Я просто мешал ему подтягивать всех остальных.».
Уже в школьные годы Николай Цискаридзе станцевал такие труднейшие произведения как «Классическое па-де-де» В. Гзовского, па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Джензано» А. Бурнонвиля и ряд других произведений.
В 1992 году сразу по окончании училища Николай Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы «Новые имена», отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.
«Жизнь в театре непростая. Но мне повезло с наставниками. Со мной начал заниматься Николай Романович Симачев, взяла к себе в класс Марина Тимофеевна Семенова, она стала мне второй матерью. Помогала и Галина Сергеевна Уланова.
Она за меня просила, отстаивала. Она была моим ангелом-хранителем. Я встретился с Улановой, когда умерла моя мама. Галина Сергеевна опекала меня. Учила работать перед зеркалом. Когда я впервые танцевал в «Спящей красавице», Уланова сама перед моим выходом на сцену расставляла кордебалет, чтобы ничто мне не мешало.
Работая в театре Николай Цискаридзе продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году по специальности «Артист балета. Педагог».
В Большом театре Николай Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в «Щелкунчике», Голубую птицу в «Спящей красавице» и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице»,  «Жизели», а также в современных балетах: «Любовью за любовь», «Паганини»,  и других.
В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году — первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера Вандерслотта «За сохранение традиций классического наследия». О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.
Николай Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.
Николай Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.
Сказанное о танце Николая Цискаридзе относится, прежде всего, к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию.
В 2003 году Ролан Пети (балетмейстер) поставил на сцене Большого театра балет «Собор Парижской Богоматери». Роль Квазимодо исполнил Николай Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица — его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Николай Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.
Талант Николая Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры.
В настоящее время Николай Цискаридзе живет в Москве. Он Премьер Большого театра, преподаватель кафедры мужского классического танца и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, является одним из учредителей Танцевального центра «ГРАНДБАЛЕТ».

Комментариев нет:

Отправить комментарий