пятница, 3 февраля 2012 г.

Элеонора Толедская

1522, Толедо — 17 декабря 1562, Пиза

Элеонора Толедская — жена Козимо I Медичи.

Элеонора родилась в Толедо, она была второй дочерью вице-короля Неаполя, маркиза Виллафранка дона Педро Альвареса де Толедо, сына второго герцога Альба. В 1539 году в возрасте 17-ти лет она вышла замуж за Козимо I Медичи.


Аньоло Бронзино. Элеонора Толедская. 1545. Уффици, Флоренция

Великому герцогу Козимо I де Медичи, получившему титул герцога незадолго до своей женитьбы на Элеоноре, пришлась очень кстати поддержка могущественного тестя.



Портрет Козимо I в доспехах работы Бронзино.

Козимо I, великий герцог Тосканский (1519–1574). Козимо I – первый великий герцог и видный итальянский государь 16 в. Праправнук Лоренцо Старшего, младшего брата Козимо Старшего, Козимо родился во Флоренции 12 июня 1519. Благодаря своей матери Марии Сальвиати, внучке Лоренцо Великолепного, Козимо I был тесно связан также и со старшей ветвью рода Медичи. После того как в 1537 герцог Алессандро был убит, Козимо имел более всех прав на то, чтобы наследовать власть над Флоренцией. Так как ему не исполнилось и 18 лет, флорентийские патриции усматривали в его кандидатуре то дополнительное преимущество, что его можно будет легко контролировать. Но стоило Совету сорока восьми, в котором доминировал патрициат, утвердить его на посту, как Козимо наладил тесные связи с послом императора Карла V. При поддержке императорских войск, размещенных в Италии, Козимо быстро упразднил Совет сорока восьми и покончил с влиянием патрициев. За покушением на права патрициата тут же последовала попытка реванша, которую возглавили политические изгнанники и видные патриции. В 1537 в битве при Монтемурло близ Флоренции они потерпели поражение, а их предводители попали в плен, многие из них были казнены.

В международных делах Козимо неуклонно придерживался союза с императором и извлек значительную пользу из успеха императорских сил, вытеснивших французов из Италии. Наиболее важным его приобретением стала Сиена, которую он захватил в 1555: теперь он подчинил своей власти почти всю Тоскану. В 1569 упрочившиеся позиции Козимо нашли и внешнее выражение – изменился его титул: папа сделал Козимо великим герцогом Тосканским (до этого он был герцогом Флорентийским), что вскоре признали и другие державы.

Для правления Козимо характерны многие черты, типичные для всего европейского абсолютизма. Его власть основывалась на мощной и дисциплинированной наемной армии. Налоги, установленные Козимо, были высокими, зато он навел жесткий порядок, строго карал преступников и поддерживал развитие новых отраслей промышленности, таких как изготовление гобеленов, процветавшее во Флоренции вплоть до 18 в.

Несмотря на то, что от представителей старшей ветви Медичи Козимо отличался жестокостью и формализмом, он во многом следовал традиционной политике семейства, поддерживая литературу и искусство. Во время его правления во Флоренции были созданы значительные произведения в поэтическом и историческом жанрах. Козимо украсил город на Арно несколькими наиболее знаменитыми памятниками: при нем был построен мост Санта-Тринита и завершено возведение палаццо Питти, в котором жил он сам и который оставался резиденцией правителей Тосканы до конца великого герцогства.

Элеонора Толедская, великая герцогиня Тосканская, 1-я супруга Козимо

Камилла Мартелли (ум. 1574), 2-я жена Козимо, его давняя любовница, с которой он обвенчался в 1570 после смерти Элеоноры, но титула великой герцогини ей не дал:
Виргиния (29 мая 1568 — 15 января 1615), замужем за Чезаре д’Эсте, герцогом Модены

Побочные дети:

от неизвестной женщины, до женитьбы на Элеоноры
Биа Медичи (ок. 1536 — март 1542)


Portrait of Bia Medici, Agnolo Bronzino.1542

от Элеоноры дельи Альбрицци, после смерти Элеоноры
Джованни (1563—1621), позже узаконен отцом
некрещеная девочка (1566)


Голубая кровь Элеоноры, которой так не хватало Медичи, должна была помочь семье стать вровень с другими европейскими правителями. Помимо этого, Элеонора благодаря своему отцу обеспечила Медичи надёжную связь с Испанией, в то время контролировавшей Флоренцию, дав тем самым возможность Козимо продемонстрировать свою лояльность и доверие Испании за вывод испанских войск из провинции. За Элеонору также дали огромное приданое.


Элеонора в возрасте 23-х лет, 1543, Прага

По началу не признанная народом иностранка быстро завоевала всеобщее доверие. С одной стороны, Элеонора Толедская прославилась как меценат за помощь, оказываемую художникам, с другой стороны, благодаря ревностной испанской католичке во Флоренции появились иезуиты и было построено много храмов. Обладая хорошими организаторскими способностями, она пользовалась доверием и у мужа, который часто оставлял её регентом на время своего отсутствия.


Giorgio Vasari, Ritratto di Eleonora di Toledo, Duchessa di Firenze

Дети

У Элеоноры и Козимо было одиннадцать детей, включая пять сыновей достигших совершеннолетия (Франческо, Джованни, Гарсиа, Фердинандо и Пиетро), до этого династия Медичи была под угрозой угасания из-за отсутствия наследников. Произведя на свет многочисленное потомство, Элеонора обеспечила силу и процветание Тосканы. Её дочери вышли замуж за представителей лучших домов Италии. Два её сына — Франческо и Фердинандо правили как герцоги Тосканы.

Мария (3 апреля 1540 — 19 ноября 1557)


Agnolo Bronzino - Maria (di Cosimo I) de' Medici.1551

Франческо I (25 марта 1541 — 19 октября 1587)


Agnolo Bronzino.Portrait of Francesco I de' Medici.1551


Изабелла Медичи (31 августа 1542 — 16 июля 1576), в браке с Паоло Джордано Орсини


Изабелла Медичи с собачкой
1560-е. Частное собрание, Англия.
Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Изабелла Медичи с собачкой». Размер портрета 88 х 71 см, дерево, масло. Полное название картины «Изабелла деи Медичи Орсини с любимой собачкой». Один из многочисленных портретов членов семейства Медичи живописца Аллори, придворного художника герцога Тосканского. Изабелла Медичи была дочерью великого герцога Тосканы Козимо I и Элеоноры Толедской. Изабелла Медичи совсем юной девушкой вышла замуж за представителя другого знатного рода Паоло Джордано Орсини, который в припадке ярости убил Изабеллу на вилле Гауди за ее многочисленные измены и любовные связи.


Джованни (28 сентября 1543 — ноябрь 1562), кардинал, епископ Пизы


Don Giovanni de' Medici (1543-1562), Archbishop of Pisa and Cardinal.1545

Лукреция (7 июня 1545 — 21 апреля 1561), герцогиня Феррарская и Моденская

Пьетро (Педриччо) (10 августа 1546 — 10 июня 1547)

Гарсия (5 июля 1547 — 12 декабря 1562)


Agnolo Bronzino.Don Garcia de' Medici

Антонио (1548)

Фердинанд I (30 июля 1549 — 17 февраля 1609)


Ferdinando I de' medici as a child, Agnolo Bronzino

Анна (1553)

Пьетро (3 июня 1554 — 25 апреля 1604)


Angelo Bronzino
Элеонора Толедская с сыном (ок. 1545), Галерея Уффици, Флоренция

Специалисты не могут достоверно определить, кто именно из сыновей Элеоноры изображен на этом портрете - Франческо, родившийся в 1541 году, илиДжованни, появившийся на свет двумя годами позднее. Но, в любом случае, перед нами - одна из лучших работ Бронзино. Этот портрет входит в число шедевров мировой портретной живописи. Обращает на себя внимание мастерство, с которым написано платье Элеоноры (Бронзино всегда славился умением писать ткани и доспехи). Для портрета Элеонора Толедская позировала в своем любимом платье (в нем же ее и похоронили). Художник верно уловил черты характера супруги герцога Медичи. Ум, властность, победительная красота сочетаются в ее лице с задумчивостью и сдержанностью. Козимо Медичи женился на Элеоноре Толедской в 1539 году. Этот брак, разумеется, был династическим, но оказался, если верить свидетельствам современников, на редкость счастливым. Отличаясь рассудительностью и деловитостью, Элеонора Толедская внесла огромный вклад в укрепление могущества семьи Медичи. Именно она приобрела в собственность Палаццо Питти - дворец, ставший главной резиденцией Медичи во Флоренции. Кроме того, Элеонора покровительствовала искусствам и со страстью коллекционировала драгоценности. Одним из любимейших ее камней был жемчуг. И ее платье, и головной убор богато расшиты крупными жемчужинами.



Workshop of Bronzino - Eleonora di Toledo - After 1560.


Бронзино Аньоло. Портрет Элеоноры Толедской.


Allori Alessandro.Элеонора ди Гарсия деи Медичи
1571, Музей истории искусства, Вена


Элеонора в возрасте сорока лет, 1560, Берлин


Комментариев нет:

Отправить комментарий