пятница, 3 февраля 2012 г.

Женщина-фараон Хатшепсут

1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.

Хатшепсут — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол (хотя источники называют её тронным именем Маат-Ка-Ра).

Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырех женщин — Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории.


Хатшепсут.Потапов М.М.

Удивительна судьба этой первой в истории великой женщины, имя которой дошло до нас из глубины веков – Хатшепсут.

Великий и прекрасный Закон (Маат),
Любимый сокровенным Богом.
Я знаю, что живу им,
Питаюсь им, как хлебом насущным,
И свежестью его росы утоляю жажду.
Мы с ним - одна Душа.
(Слова царицы Хатшепсут)



Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос). Таким образом, она приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона.

Хатшепсут имела всего одну родную сестру Нефрубити, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменмоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, — сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет.
Уаджмос и Аменмос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве.
Поэтому после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494—1490 до н. э.


Хатшепсут.Потапов М.М.

Манефон насчитывает целых 13 лет его правления, что, скорее всего, ошибочно). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей.
То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

У Тутмоса II и Хатшепсут в качестве главной царской жены была дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и, возможно, Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное — поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут, с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины — на Меритре.


Хатшепсут

Тутмос II и Хатшепсут, царь и царица Египта, по рождению сводные брат и сестра, начинали свое правление так же, как и другие правители Древнего Египта. Хатшепсут вела себя, как и подобает порядочной жене, и на всех ранних изображениях ее всегда запечатлевали стоящей позади ее мужа и позади ее матери Яхмос. Брак их оказался вполне удачным, но недолгим. Когда Тутмос II скончался, трон перешел к его сыну от младшей супруги, матерью которого, впрочем, по тем обычаям считалась Хатшепсут. Но поскольку наследник Тутмос III был еще слишком мал, он нуждался в регенте, который бы правил от его имени, пока настоящий правитель не подрастет. Вполне естественно, что таким регентом стала его мать Хатшепсут.

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III. (562x496, 64Kb)

"Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

Царствование женщины-фараона.

Вначале ничего странного в поведении Хатшепсут не наблюдалось. Однако спустя 7 лет регентства она вдруг начала называть себя королем. И правила Египтом еще 22 года после того, как ее сын достаточно вырос, чтобы вступить в права наследования. Почему же она узурпировала трон? И почему Тутмос позволил ей сделать это? Во многом это остается загадкой: конец царствования Тутмоса II окутан глубоким мраком, и восстановление его не лишено трудности. Следы семейных раздоров, сохранившиеся в письменах на стенах храмов, недостаточны для того, чтобы мы могли спустя 3500 лет проследить запутанную борьбу за власть. Одно совершенно ясно – Тутмос вовсе не был маменькиным сынком. Он провел в Азии 17 военных кампаний, и долго и довольно успешно царствовал после смерти Хатшепсут.

hathead (525x700, 88Kb)


Скорее всего, Хатшепсут была слишком умна и слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Соперничество между Хатшепсут и Тутмосом превратилось в открытую вражду. За Тутмосом стояла армия, состоявшая, впрочем, почти из одних наемников, за Хатшепсут – вельможи и жрецы. А значит, положение Хатшепсут было намного прочнее - ибо власть жрецов распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Вскоре ее сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих правах и даже, в конце концов, отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царем — факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона.

HatshepsutStatuette_MuseumOfFineArtsBoston (408x700, 468Kb)

Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств

За время своего правления Хатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани. Военное дело представлялось невозможным для ее пола, и великие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Однако она правила довольно успешно, и о процветании ее царства свидетельствовали восстановление древних храмов и впечатляющие монументальные постройки, проводившиеся в то время, многие из которых сохранились и до наших дней.

Temple of Hatshepsut, Luxor, Egypt. Hathor Column. (528x700, 136Kb)

Temple of Hatshepsut, Luxor, Egypt. Hathor Column.

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта.
Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления.
Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджет, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил.
Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

Среди своих деяний сама Хатшепсут особую роль отводила знаменитому путешествию в Пунт.
В эту полулегендарную «страну бога» египтяне плавали еще за тысячу лет до царицы. Плавали главным образом за ладаном и миррой, которые нельзя было найти ни в каком другом месте и которые использовались для приготовления «угодных богам» масел и курений, а также различных лекарств.


Дейр эль-Бахри. Общий вид храма Хатшепсут

Около 1482/1481 до н. э. была снаряжена экспедиция в страну Пунт, известную также как Та-Нетджер – "Земля Богов". Местонахождение страны Пунт точно не установлено (скорее всего, побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога – современного полуострова Сомали).
Контакты со страной Пунт были прерваны в эпоху Среднего царства. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину черного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония (тишепс, ихмет, хесаит), черную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян и шкуры экзотических животных.

Экспедиция, снаряженная Хатшепсут, была первой после 400-летнего перерыва и намного масштабнее прежних. Экспедиция, которой руководил вельможа Панехси, длилась три года и началась на 9–м году правления царицы.Пяти огромным морским кораблям пришлось избороздить полные опасностями воды Красного моря (в древности называвшегося «Великой Зеленью»), но спустя три года они с триумфом вернулись на родину, привезя с собой множество диковинных вещей и животных, и что самое ценное — благовоний. Более тридцати деревьев мирры были благополучно доставлены и посажены на территории храма Хатшепсут.

Успешная экспедиция возродила древнюю традицию, и не раз еще, следуя примеру Хатшепсут, египетские цари отправят свои корабли в «страну бога».

S_F-E-CAMERON_2006-10-EGYPT-WESTBANK-0153 (466x700, 102Kb)

Храм царицы Хатшепсут

Царицу окружал цвет интеллектуальной элиты, лучшие архитекторы, живописцы, скульпторы и поэты. Она не жалела денег на храмы, дворцы и колоссальные обелиски. В особенности великолепен храм для посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах. Как и положено фараонам, царица позаботилась о сооружении загробных покоев еще при жизни. Вырубленное в скалах сооружение превзошло самые знаменитые памятники древнего мира. Это храм известен теперь под именем Дейр-эль-Бахри.



После смерти Тутмеса II правой рукой Хатшепсут стал Сенмут - зодчий и фаворит царицы. Сенмут руководил всеми строительными работами в Дейр-эль Бахри, Карнаке и Луксоре, воплощая замыслы повелительницы в жизнь. Кроме того, Хатшепсут поручила Сенмуту образование своей дочери Нефру-Ра. Трудно с уверенностью судить об истинных отношениях Хатшепсут с ее придворным архитектором. Храмовые надписи хранят гробовое молчание. Но тот непреложный факт, что он построил здесь свою тайную гробницу, намекает на нечто большее, чем чисто деловые связи властелина и художника. Тем более что в одном укромном местечке он поместил свое изображение.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут. (700x584, 715Kb)

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.


Дочь богов.

Хатшепсут не могла бы править в одиночку, без советов и поддержки вельмож и царедворцев, которые все были мужчинами. Судьба, а также, вероятно, и жизнь этих людей тесно зависела от успеха и господства Хатшепсут, поэтому они усиленно заботились о поддержании ее положения. Они старались всеми способами доказать, что правление царицы было предрешено самими богами с момента ее рождения. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол.

1..stories.hatshepsut.hatshepsut-testa (654x700, 69Kb)

Голова осирического колосса царицы Хатшепсут. Из храма в Дейр-эль-Бахри. XVIII династия. Начало 15 в. до н.э. Раскрашенный известняк. Каир, Египетский музей.

И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Зачастую это объясняется тем, что ее, как правило, изображали в мужской одежде и с церемониальной подвесной бородкой. И делалось это не для того, чтобы скрыть ее настоящий пол: царедворцы прекрасно знали, что Хатшепсут – женщина, а что думал простой народ, не имело никакого значения.


Хатшепсут

Фараоны в Древнем Египте никогда не ставились на одну доску с простыми людьми, они считались реинкарнацией бога-мужчины Гора, сына Ра, то есть приравнивались к богам. И слово «фараон», «царь» в Древнем Египте имело только мужской род. Слово, которое традиционно переводится как «царица», на самом деле означает «великая жена фараона». И в Древнем Египте даже не было выражения, чтобы обозначить правящую особу женского пола. На изображениях фараон должен был выглядеть как фараон. Поэтому Хатшепсут и изображали в одежде фараона, то есть в мужской одежде.



Hatshepsut

Военным успехам своих предшественников фараон Хатшепсут, мудрый политик и дипломат, противопоставила мирное правление. За время своего правления Хатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани.
Повзрослевший Тутмос III возглавлял эти компании, это было разделением власти, а кроме того претендента на престол держали подальше от столиц Египта).

Военное дело представлялось невозможным для ее пола, и великие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Не так давно Египет освободился от ига варваров и все еще залечивал нанесенные ими раны. И все свои усилия Хатшепсут вложила в возрождение Египта, возрождение великой страны. Чтобы боги могли жить на земле и давать процветание и благополучие Египту, по всей стране восстанавливались разрушенные и пришедшие в упадок святилища, закладывались новые и новые храмы.

Царица Хатшепсут в облике сфинкса. (700x525, 108Kb)
Царица Хатшепсут в облике сфинкса


Хатшепсут действует так, как поступали до нее все великие владыки Египта. Больше нее строил только Рамсес II. Она восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами монументов в Карнаке и Луксоре,
В храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке, главном храме страны, каждый фараон считал своим долгом оставить свой след — осуществить какую-то постройку.
Хатшепсут, повинуясь «велению своего сердца», решает установить для Амона-Ра два обелиска «высотой до неба».


Статуя царицы Хатшепсут с жертвенными сосудами. XVIII династия. Начало 15 в. до н.э. Гранит. Каир, Египетский музей

Каждый из тридцатиметровых обелисков (а это, для сравнения, высота современного 10-этажного дома) высекается из цельного куска красного асуанского гранита. Эта невероятная идея, для осуществления которой были задействованы тысячи человек, была воплощена в жизнь всего за семь месяцев.
За это время египтянам надо было высечь эти гиганты из скалы, обработать их до совершенной формы, сплавить по Нилу из Асуана до Фив на двух специально изготовленных огромных барках длиной по 90 метров каждая, которые тянули 30 кораблей. Затем надо было перетащить 400-тонные обелиски по суше и, наконец, поднять и установить вертикально внутри храма. И все вручную! Каким бы невероятным это ни казалось, но это было сделано.
Два обелиска Хатшепсут рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими в Египте, пока их не засыпал Тутмос III.


Все звали ее фараон

Тайна смерти Хатшепсут.

Умерла Хатшепсут по всей вероятности естественной, не насильственной смертью, что в общем-то было редкостью по тем временам. Гробница с ее саркофагом была расхищена в древности и не содержала никаких останков, когда был открыта в новейшее время.
Благодаря этому родилась легенда, что царица-фараон и ее фаворит Сенмут оставили свое царство, когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы Тутмос III мог с полным правом занять престол.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут. (700x489, 156Kb)

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Как бы то ни было, после смерти Хатшепсут Тутмос III не отнесся рыцарски к ее памяти. Он слишком много вытерпел. Вокруг ее обелисков, в зале ее отца в Карнаке, он велел построить каменную стену, закрывшую ее имя и сведения о том, что она воздвигла их, на их базе. Он всюду стер ее имя, и на всех стенах ступенчатого храма были уничтожены как ее изображения, так и ее имя.


Трещотки Хатхор. Рельеф заупокойного храма Хатшепсут

Имя царицы изъяли из хроник, но, несмотря на это, оно все же дошло до нашего времени. И эти поврежденные памятники стоят по наше время мрачными свидетелями великой мести царя. Но в великолепном храме Хатшепсут ее слава все еще живет, и каменное ограждение обрушилось, возвещая современному миру о величии Хатшепсут.

Hatshepsut had monuments constructed at the Temple of Karnak. (467x700, 24Kb)

Hatshepsut had monuments constructed at the Temple of Karnak.

На одном из ее обелисков начертано:

«Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: "Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!".

Комментариев нет:

Отправить комментарий