воскресенье, 5 февраля 2012 г.

ЛЮТИКИ-ЦВЕТОЧКИ


Имя Георгия ВИЦИНА у массового зрителя связано в основном с комедиями Леонида Гайдая, где актеру была отведена роль Труса. Эта личина приросла к нему на долгие годы. Между тем творческий дебют Вицина — успешный, блестящий — был далек от комедийного жанра. Возможно, поэтому даже в самых смешных его ролях угадываются драматические интонации.
Георгий Вицин овладевал актерским мастерством в училище при Театре имени Вахтангова и в Студии при втором МХАТе. В 1936 году начал выступать в театре-студии под руководством Николая Хмелева, в 1937-м перешел в Театр имени Ермоловой. С 1969-го работал в театре-студии киноактера. Снялся более чем в 80 фильмах. Кроме кино занимался озвучиванием мультфильмов, а съемки в телевизионном «Кабачке «13 стульев» лишь прибавили ему популярности. Скончался 22 октября 2001 года на 85-м году жизни.
Биографы Георгия Михайловича так и не пришли к единому мнению относительно даты и места его рождения. По одним источникам, он родился в 1918 году, по другим — в 1917-м; одни  называют его родиной городок Териоки, что входил в состав Великого княжества Финляндского Выборгской губернии, другие — сам Петроград. Так или иначе многое в судьбе Вицина, как творческой, так и личной, покрыто тайной. А лучше сказать — маской, которую он не снимал до конца своих дней.
ГОДЫ НЕ ВЛАСТНЫ
По легенде, Вицин убавил себе год, когда поступал в театральное училище. Одержимость не только казаться, но быть моложе своих лет владела им с детства — с тех самых пор как врачи нашли у него болезнь, грозившую полной обездвижимостью. Мать отдала сына в лесную школу, где его научили дыхательной гимнастике и йоге. Физический недуг Гоша победил — недаром мама назвала его в честь Георгия Змееборца, но страх и неуверенность остались. Мальчик видел один способ избавиться от этих двух зол: пойти в артисты.
Ему удалось стать актером вне возраста. В 37 лет (а в кино Вицин пришел достаточно поздно) он сыграл 18-летнего футболиста Васю Веснушкина в «Запасном игроке», примерно в то же время — 70-летнего «деревенского философа» деда Мусия в «Максиме Перепелице». Своего любимого героя Мишу Бальзаминова, которому по пьесе было двадцать с небольшим, Вицин изобразил, будучи 47-летним отцом семейства. Поразительно, но маменька Бальзаминова, актриса Людмила Шагалова, в реальной жизни была на пять лет моложе «сынка». Вегетарианство и полный отказ от табака и алкоголя, чему Вицин оставался верен всю жизнь, делали свое дело. Определенную роль играл, конечно, и грим, который актер накладывал всегда сам.
ИЗ ЛИЧНОГО
Хроническую застенчивость, в отличие от персонажа Островского, он тоже победил, благо в молодости Вицин был «сексуально неотразим». В театральной богеме долго обсуждался роман юного актера Театра имени Ермоловой Гоши Вицина и его коллеги по сцене Дины Тополевой. «Ты для меня загадка, над которой я ломаю — пустяки, если бы только голову, — свое сердце», — писал он ей. Положение осложнялось тем, что она была намного старше его и замужем. Причем за худруком того же театра Николаем Хмелевым, которого Вицин считал своим учителем. Между тем Дина ушла к Гоше, и, что самое удивительное, Хмелев их благословил, продолжая считать Вицина своим самым талантливым учеником. Вицин и Тополева прожили в гражданском браке почти двадцать лет — до тех пор пока Георгий Михайлович не встретил Тамару Мичурину, племянницу знаменитого селекционера.
Она влюбилась в него заочно. Устроившись декоратором в театр, шла по фойе и рассматривала фотографии актеров, которые на тот момент были на гастролях. Глаза Вицина заглянули ей в самую душу. Под Пасху труппа вернулась в театр. «Девочки, я пришел похристосоваться!» — Вицин буквально ворвался в бутафорскую с крашенками. Расцеловался со всеми. А с Тамарой, которая была похожа на Дину, как родная сестра, – как-то особенно трогательно. Они стали встречаться. Поженились, родили дочь Наташу. Счастливый отец (ему было уже под сорок) не мог на нее надышаться, налюбоваться... 
Будучи любящим мужем и нежным отцом, Георгий Михайлович продолжал жить на два дома. Он содержал Дину всю жизнь, до самой ее кончины. Привозил ей продукты, лекарства, летом увозил к себе на дачу — и Тамара Федоровна поддерживала его в этом. Более того, Вицин устроил так, что его дочь стала дружна c «тетей Диной». Наташа действительно считала ее своей теткой.87
СМЕНА РОЛЕЙ
Его первой работой стала лента Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва!», где он сыграл железнодорожника. Через год, в 1950-м, Григорий Козинцев позвал его на роль Гоголя в фильме «Белинский».
Необъятные горизонты классики простирались перед актером. Ян Фрид дал ему роль сэра Эндрю Эгьючика в «Двенадцатой ночи», тот же Козинцев снял в «Дон Кихоте» в роли Карраско... Козинцев вообще делал на него большие ставки. Уже тогда режиссер задумывал «Гамлета» и «Короля Лира» и на первые планы прочил не кого-либо, а Вицина.
Все «испортил» Леонид Гайдай.
В 1961-м вышла его короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс», открывшая всенародно любимую эпопею о «несвятой троице». Когда Козинцев увидел Вицина в роли Труса, он схватился за сердце: «Какого драматического актера мы потеряли!»  «Зато какого комического обрели!» — успокоил его Александров. Что интересно, оба были абсолютно правы.
АНТИГАМЛЕТ
Гайдаевский эксперимент вызвал к жизни целую плеяду вицинских алкоголиков, воспринимаемых в брежневскую эпоху исключительно в комедийном ракурсе. Что интересно, у зрителя складывалось устойчивое мнение, что и сам актер шибко закладывает, хотя, повторимся, он шарахался от рюмки, как от чумы; на съемках «Кавказской пленницы» в него с трудом влили кружку пива. Интеллигент в вытрезвителе из «Пути к причалу», пьяный в «Первом троллейбусе», монтер Мечников в «Двенадцати стульях», снова пьяный в «Моей судьбе», пан Цыпа из приснопамятного «Кабачка» — Георгий Вицин, то есть его герой, казалось, не просыхал. Все эти юродствующие маргиналы в помятых пиджаках и съехавших набок шляпах, незлобивые, трогательные в своем безволии, близкие и понятные народу, были призваны веселить этот самый народ.
И Вицин веселил.
БЕЗ МАСКИ
Георгий Михайлович прекрасно рисовал и лепил. А еще любил наблюдать звездное небо в телескоп с балкона своего дома в Кривоколенном переулке, вместе с женой и дочерью. На землю, однако, тоже спускался. Говорили, завидев бомжей, копошащихся у мусорных баков, выносил им горячие сосиски, хлеб, несколько десятирублевок... Регулярно подкармливал бездомных собак и кошек. Иных выхаживал у себя дома и сдавал в зоомагазин, непременно с пакетом молока. У него самого в квартире жировали два попугая и три собаки. Попугаи были говорящими. Встречая хозяина, распускали хохлы и донимали его одной и той же репликой: «Что ты все бегаешь? Иди поспи!»
В больницу его забрали прямо со сцены. Он пришел в театр, уже недомогая. Предусмотрительные коллеги вызвали «неотложку» — врачи стояли за кулисами, пока Вицин играл. Он отработал так хорошо, что никто из зрителей ничего не заподозрил. Как только опустился занавес, артист оказался на носилках.
В день похорон актеры принесли к дому Вицина клетки с двенадцатью голубями. Когда гроб выносили из подъезда, птиц выпустили. Они сделали над домом несколько кругов и растворились в небесах. Только одна голубка не улетела — упала мертвая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий