суббота, 4 февраля 2012 г.

Георгий Александрович Юматов

 
Георгий Александрович Юматов (1926—1997) — советский киноактёр.
Народный артист РСФСР (1982).
Г. А. Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. Участник Великой Отечественной войны. В 1941—1942 годах учился в Военно-морской школе. В 1942 году был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный», а через год стал рулевым. Принимал участие в освобождении Будапешта, Бухареста. Отличился в боях за Вену, при штурме Имперского моста. За этот бой был награждён матросской медалью Ушакова. Имеет другие боевые награды. Несколько раз был ранен и контужен.
Такое может быть только в сказке. Или в кино. В 1945 году, в Москве, случайно встретился с Григорием Александровым, который после пятиминутной беседы пригласил его на съёмки в эпизодической роли в фильме «Весна», в роли помощника гримера.
Александров отвел Юматова во ВГИК, к другому мэтру — Сергею Герасимову, набиравшему свой первый курс. Тот посмотрел на него, послушал. «Мне его учить нечему. Самородок», — и сам привел парня в Театр киноактера, где его сразу же ввели в спектакль «Дети Ванюшина». В том же году Жора (Юматова до самой смерти все называли по имени) снялся еще в двух фильмах. А потом пошло-поехало: «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Три встречи» — за два года пять фильмов, большинство из которых сразу назвали эпохальными.
В конце 1940-х годов на съёмках «Молодой гвардии» он познакомился со студенткой ВГИКа Музой Крепкогорской (1924-1999). Муза, как и большинство актеров, снявшихся в этом фильме, училась у Герасимова.
Он был влюблен и ходил за ней как хвостик, а она тут же окрестила Жору Жоржем и великодушно позволяла себя любить. Знакомство завершилось шумной студенческой свадьбой, которая состоялась 2 декабря 1947 года. Муза стала единственной женой актёра на всю его жизнь.
Муза вертела Жоржем как хотела. Только она могла заставить Жору закодироваться или, наоборот, если ей это было выгодно, — спровоцировать его запой. Жора мечтал о детях, а Муза считала себя незаслуженно забытой и обиженной и все время ждала, что ей наконец предложат большую роль. Поэтому и не хотела рожать ребенка. Однажды он разыскал её в кабинете врача. Муза лежала на столе, а на полу, в железном тазике — все, что осталось от их ребенка. Он опоздал всего на десять минут. Больше Муза иметь детей не могла...
Что бы ни происходило у Жоры, с кем бы ни крутила романы Муза, их снова тянуло друг к другу. И они снова стали жить вместе. У них дома всегда было полно народа. Муза как настоящая светская дама обожала устраивать вечеринки. В то время к ним на огонек заходили и Марина Влади с Владимиром Высоцким, с которым Жора подружился на «Опасных гастролях».
Юматов обожал машины — мог целыми днями валяться под днищем и чего-то ремонтировать — и гонял на них как сумасшедший. Не обходилось, конечно, и без аварий — однажды он врезался вместе с Аллой Ларионовой. Первой красавице советского кино неудачно зашили губу, и ее перестали снимать в кино.
Продолжает Геннадий Полока: «Мы ехали ночью из аэропорта на такси. И прямо перед нами заносит самосвал. У Музы порваны связки и трещина в ноге, у Жоры трещина позвоночника, я с раздробленным коленом. Жору на два месяца заковали в корсет и велели не вставать с постели. Картина оказалась под угрозой закрытия. И тогда Юматов стал сниматься в корсете! Из-за травмы позвоночника у него начало очень быстро высыхать лицо, и мы боялись, что к концу съемок его уже невозможно будет узнать. К счастью, через год этот процесс остановился, а Жора потом всю жизнь спал на доске. Но все равно, как и раньше, все трюки в фильмах он делал сам, не терпел никаких дублеров».
Чем популярней становился Юматов, тем большую охоту за ним устраивали почитатели его таланта. «Жестокость», «Они были первыми», «Порожний рейс», «За Калужской заставой» — после этих фильмов к нему вламывались в номер, похищали со съемочной площадки и тут же наливали водку. Куда бы он ни приходил, первым делом ему несли стакан: «Жора! Ну не откажи, ты же свой, из народа!» И Жора не отказывал. Да и вообще никому не рассказывал, что он — коренной москвич, родился в профессорской семье и его старшие братья — обладатели высоких научных степеней. Да и кто бы в это поверил?
Режиссеры и их помощники молились Богу и Музе, лишь бы он не ушел в запой. На съемках «Порожнего рейса» Жора в очередной раз сорвался и загремел кодироваться в психушку.
Кинокритики не раз подсчитывали, сколько ролей Юматов потерял из-за своего пьянства. На роль красноармейца Сухова в «Белом солнце пустыни» Мотыль никого, кроме Жоры, больше не пробовал. «Если запьешь — сниматься не будешь», — сразу же предупредил режиссер.
— Жора мечтал об этой роли, это же он придумал Сухова от начала и до конца! — вспоминает Вера Линдт. — Но тут перед самыми съемками пришла ужасная новость: погиб режиссер Курихин, Жора снимался у него в картине «Не забудьте: станция Луговая». Ехал на новой машине с семьей в Прибалтику и заснул за рулем... Жора был потрясен — эту самую машину он сам помогал ему покупать. И Юматов, и так клявший себя за эту смерть, не выдержал, развязал. Утром его увидел помощник режиссера и тут же доложил Мотылю.»Договор был? Был. Так что извини», — после этих слов Юматов ушел в «крутое пике».
Жуткие запои заканчивались глубокой завязкой. И тогда Жора становился просто невыносим. Вечно бурчал себе что-то под нос, был всем недоволен. Улыбался он только тогда, когда возился с собаками: с ними он нянчился больше, чем иные с собственными детьми. Однажды на войне собака спасла ему жизнь. Выпрыгнула с корабля в море, Жора за ней. И в это время в судно попала бомба. Погибли все, кроме него и пса. Потом он как-то гулял с двумя своими любимицами, и в тротуар въехал пьяный водитель. Собаки бросились под колеса. Юматова откинуло в другую сторону, и он снова остался жив. За человека нет, но за собаку он мог и убить — это его знакомые знали точно.
«Офицеры», «Петровка, 38», «Огарева, 6», «ТАСС уполномочен заявить» — после оглушительного успеха десять лет полного забвения. Из Театра киноактера их с Музой попросили. Только после нескольких лет внушительной переписки с ленинградским военным архивом его признали инвалидом войны, а потом, узнав о бедственном положении актера, ему даже выделили президентскую премию.
В марте 1994 года о Юматове вновь заговорили все. «Кумир 60-х застрелил человека» — кричали заголовки всех российских газет. После похорон своей любимой дворняжки Фроськи Юматов позвал к себе домой сторожа, помогавшего ему закапывать собаку. Выпили, поговорили. А потом он снял со стенки ружье и выстрелил в 33-летнего азербайджанца. Согласно показаниям свидетелей, Мадатов оскорбил Юматова, настаивая на том, что лучше бы войну выиграли немцы. Через полчаса Юматова отвезли в милицию, а оттуда — в «Матросскую Тишину». Юматову, обвинённому в совершении умышленного убийства на почве ссоры, согласно статье 103 УК РСФСР, грозило лишение свободы на срок от 3 до 10 лет. Но после того, как адвокат Борис Кузнецов сумел доказать, что действия его подзащитного не были умышленным убийством, а выходили за рамки необходимой обороны, через два месяца после ареста Георгий Александрович был выпущен из «Матросской тишины» под подписку о невыезде. Затем он как фронтовик к 50-летию Победы попал под амнистию, и в конце 1995 года дело было прекращено.
После тюрьмы Юматов прожил чуть больше двух лет.
4 октября 1997 года Юматов умер от кровотечения. Муза запила и была явно не в себе. Она, как в бреду, твердила, что только Мережко сможет похоронить Жору и обеспечить ей старость.  Муза пережила своего Жоржа на два с половиной года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий